Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности
https://fg.resh.edu.ru
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy
Функциональная грамотность
В современном образовании существует ряд проблем, одна из которых заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Практика показывает неэффективность существующей долгие годы предметной или дисциплинарной модели содержания образования, ориентированной на знания. Цель национального проекта «Образование» - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Одним из показателей успешности вхождение в мировое образовательное пространство является выполнение образовательных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности, а именно становление динамичной и творческой, ответственной и конкурентоспособной личности является одной из приоритетных задач.
В связи с поставленными целями и задачами для всей системы образования и для каждой образовательной организации особенно важным становится вопрос о перспективах развития, необходимых изменениях в деятельности для достижения поставленных целей.
Уже в настоящее время муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Белоярский» ведет активную работу, нацеленную на новые результаты, связанные с «навыками 21 века» - функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных 2 установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен.
В 2022 году принято решение о необходимости в разработке программы по формированию и развитию функциональной грамотности в образовательном процессе «Функциональная грамотность как идея трансформации школы. Сочетание традиций и инноваций» (ссылка на программу https://cloud.mail.ru/public/HkQo/1LhK2oA92)
Цель программы - создание системы методического сопровождения процесса формирования и развития функциональной грамотности обучающихся как основе качества образовательных результатов.
Основные задачи:
- Разработать и реализовать Программу методического сопровождения процесса формирования и развития функциональной грамотности обучающихся, включающую в себя организацию курсов и семинаров, горизонтального обучения в деятельности профессиональных педагогических сообществ.
- Организовать и координировать деятельность творческой группы административных и педагогических работников СОШ №3 г.Белоярский с целью совместного проектирования и осуществления методической работы в сфере формирования функциональной грамотности.
- Выявить и представить лучшие методики и практики формирования функциональной грамотности педагогов школы, создать банк методических разработок и обеспечить диссеминацию их применения для педагогов города и района.
- Распространить результаты программы в Белоярском районе и округе.