СОШ №3 г. Белоярский
г. Белоярский, Ханты-Мансийский АО-Югра
  • Профильное обучение

    Развитие профильного обучения на уровне среднего общего образования является ключевым направлением модернизации российской системы общего образования.

    Функционирование профильных классов благодаря изменениям в структуре, содержании и организации учебного процесса обеспечивает учет интересов, склонностей и способностей учеников, исходя из их профессиональных предпочтений и планов на дальнейшее обучение. Это способствует формированию у школьников потребности в постоянном саморазвитии и осознанному выбору будущей профессии.

    «Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.»

    «Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.»

    Профильные классы дают повышенную подготовку по профильным дисциплинам, обеспечивают условия для развития и наращивания творческого потенциала, способствуют овладению навыками самостоятельной и научной работы.

    Профильное обучение представляет собой организацию образовательного процесса по программам среднего общего образования, при которой учитываются образовательные потребности и интересы учащихся путем дифференцированного подхода к содержанию обучения. Этот подход позволяет углубленно изучать определенные учебные предметы или предметные области в рамках образовательной программы конкретной образовательной организации.

    «Направленность (профиль) образования – это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.» 

    В ч. 25 ст. 2 Федерального закона от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» поясняется, что направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.

    При организации профильного обучения школа ставит следующие цели:

    - Обеспечение равного доступа к полноценному образованию, дифференциации его содержания, обеспечение равного доступа разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

    - Расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием.

    - Более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ среднего профессионального образования, высшего образования.

    Задачи профильного обучения:

    - Выполнить социальный запрос обучающихся и их родителей (законных представителей) на получение образования по отдельным предметам на повышенном (углубленном) уровне.

    - Создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников с возможностью построения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов

    - Обеспечить уровень знаний обучающегося достаточный для дальнейшего продолжения обучения по программам высшего образования.

    - Выявить на уровне общего образования способности учащихся к определенным сферам деятельности.

    - Продолжить формирование системы представлений, ценностных ориентаций, исследовательских умений и навыков, критического мышления, обеспечивающей выпускнику школы возможность жить, трудиться и продолжать профессиональное образование в качестве полноценного члена общества.

    - Продолжить развитие умений использовать полученные знания в качестве основы и средства для приобретения новых знаний, их дальнейшего расширения и углубления, самостоятельного выхода за пределы имеющейся информации.

    - Продолжить развитие качеств инициативной личности, позволяющих обучающимся свободно ориентироваться в окружающей действительности, быть готовым принимать самостоятельные решения, связанные с личным участием в социальной жизни общества и в трудовой деятельности.

    Учебный план профильного обучения реализуется в соответствии с п.131 Организационного раздела федеральной основной образовательной программы среднего общего образования, согласно которой обучающимся предлагается 5 профилей:

    1. технологический профиль;

    2. естественно-научный профиль;

    3. гуманитарный профиль;

    4. социально-экономический профиль;

    5. универсальный профиль.

    «Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план содержит 13 учебных предметов («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История», «Обществознание», «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности») и предусматривает изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

    В интересах обучающихся и их родителей (законных представителей) в учебный план может быть включено изучение 3 и более учебных предметов на углубленном уровне

    Нормативно-правовые федеральные документы

    a) Общая информация о профильных направлениях: Нормативно-правовые федеральные документы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями на 13 декабря 2024 г.) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 24.12.2024).

    b) Федеральная образовательная программа среднего общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. №371 // Единое содержание общего образования. – https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (дата обращения: 24.12.2024).

    c) г. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 № 413 // Единое содержание общего образования. – https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (дата обращения: 24.12.2024);

    d) О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 // Единое содержание общего образования. – https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (дата обращения: 24.12.2024);

    e) Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 2783 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – https://docs.cntd.ru/document/901837067(дата обращения: 24.12.2024).

    f) Приказ Минпросвещения от 22 марта 2021 г. №115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

    g) Реализация профильного обучения технологической (инженерной) направленности на уровне среднего общего образования: методические рекомендации / Ломакина Т.Ю., Васильченко Н.В., Пентин А.Ю. и др. / под ред. Т.Ю. Ломакиной. М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. 56 с.

    Нормативно-правовые региональные документы

    а) Постановление Правительства ХМАО-Югры №303-п от 09.08.2013г «О порядке организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или профильного обучения», с изменениями на 27 мая 2022 года) https://depobr.admhmao.ru/dokumenty/hmao/7549272/;

    b) Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры № 10-П-918 от 13.05.2024г. «Об организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные или муниципальные образовательные организации для получения среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в 2024-2025 учебном году» http://edunyagan.ru/page-254.html

    Информация о профильных классах, набираемых в следующем учебном году

    В 2025/2026 учебном году на базе образовательного учрежденияпланируется открыть следующие профильные классы:

    Профиль обучения

    Профильные предметы

    Учителя

    Квалификационная

    категория

    Технологический (индустриальный)

    Алгебра

    Геометрия

    Вероятность и статистика
    Информатика

    Товстоног Е.А.

    Товстоног Е.А.

    Товстоног Е.А.

    Терехов А.В.

    Высшая

    Высшая

    Универсальный

    Биология

    Обществознание

    Плеханова А.В.

    Климчук О.М.

    Высшая

    Высшая

    Перечень реальных профилей

    Направления обучения

    Предметы углубленного/расширенного изучения

    2024/2025

    учебный год

    Элективные курсы

    Профиль: технологический

    Технологическое

    физика
    алгебра, геометрия, вероятность и статистика
    информатика

    10 "А" класс

    Индивидуальный проект

    Компьютерная графика

    Технологическое

    физика
    алгебра, геометрия, вероятность и статистика
    информатика

    11 "А" класс

    Компьютерная графика

    Профиль: естественно-научный

    Естественно-научное

    химия

    биология

    10 "Б" (группа)

    Индивидуальный проект

    Естественно-научное

    химия
    биология

    11 "Б" (группа)

    Профиль: гуманитарный

    Гуманитарное

    история
    обществознание

    10 "Б" (группа)

    Индивидуальный проект

    Гуманитарное

    история
    обществознание

    11" Б" (1 группа)

     

    Профиль: универсальный

    Универсальное

    история
    обществознание

    10б группа)

    Индивидуальный проект

    Универсальное

    история
    обществознание

    11б группа)

    Информация об алгоритме зачисления в профильные классы

    В 2025-2026 учебном году планируются 10  классы со следующими профилями обучения:

    1.Технологический (индустриальный) профиль;

    2. Универсальный.

    1. Прием заявлений от родителей (законных представителей) обучающихся с указанием выбранного профиля осуществляется через Единый портал  государственных услуг  (ЕПГУ)  (http://www.gosuslugi.ru/). Срок приема заявлений с 16 июня по 25 июня 2025 года
    2. К заявлению родителей прилагаются копии следующих документов обучающихся:
    •   ведомость  успеваемости (или аттестата об основном общем образовании);
    •   грамоты, дипломы, сертификаты, удостоверения, подтверждающие достижения  (призовые места на школьном, муниципальном, региональном, всероссийском, международном уровнях) во всероссийской олимпиаде школьников, иных олимпиадах, входящих в перечень олимпиад  школьников и их уровней, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 28.08.2023 № 823 "Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2023/24 учебный год" (Зарегистрирован 28.09.2023 № 75362) по учебным предметам, изучение которых предполагается на углубленном или профильном уровнях, за 2 предшествующих года.

    3. Индивидуальный отбор обучающихся осуществляется на основании следующих критериев: 
    •   наличие итоговых отметок «хорошо и «отлично» по соответствующему(им) учебному(ым) предмету(ам), изучение которого(ых) предполагается на углубленном или профильном уровне, за предшествующий и текущий периоды обучения  за курс основного общего образования;

    • наличие документов, подтверждающих достижения (призовые места на школьном, муниципальном, региональном, всероссийском, международном уровнях) во всероссийской олимпиаде школьников, иных олимпиадах, входящих в перечень олимпиад школьников и их уровней, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, по учебным предметам, изучение которых предполагается на углубленном или профильном уровнях, за 2 предшествующих года.

    4. Индивидуальный отбор осуществляется в 3 этапа:
    1 этап – проведение экспертизы документов, представленных на индивидуальный отбор;
    2 этап – составление рейтинга учащихся, заявленных для участия в индивидуальном отборе;
    3 этап – принятие решения о зачислении (отказе в зачислении) учащихся.

    5.Экспертиза документов проводится по балльной системе:

    • отметка "хорошо" - по соответствующим учебным предметам, изучение которых предполагается на углубленном или профильном уровнях, - 4 балла за 1 учебный предмет;
    • отметка "отлично" по соответствующим учебным предметам, изучение которых предполагается на углубленном или профильном уровнях, - 5 баллов за 1 учебный предмет;
    • достижения школьного уровня - 1 балл за 1 достижение (призовое место), но не более 3 баллов за все достижения;
    • достижения муниципального уровня - 5 баллов за 1 достижение (призовое место), но не более 15 баллов за все достижения;
    • достижения регионального уровня - 10 баллов за 1 достижение (призовое место), но не более 30 баллов за все достижения;
    • достижения всероссийского уровня - 15 баллов за 1 достижение (призовое место), но не более 45 баллов за все достижения;
    • достижения международного уровня - 20 баллов за 1 достижение (призовое место), но не более 60 баллов за все достижения.

    6. Рейтинг обучающихся составляется по мере убывания набранных ими баллов и оформляется протоколом комиссии не позднее 3 дней после проведения первого этапа индивидуального отбора. 

    7. Рейтинг обучающихся составляется по мере убывания набранных ими баллов и оформляется протоколом комиссии не позднее 3 дней после проведения первого этапа индивидуального отбора. 

    8. При равных результатах индивидуального отбора учитывается средний балл ведомости успеваемости (или аттестата об основном общем образовании), исчисляемый как среднее арифметическое суммы промежуточных (или итоговых) отметок. 

    9. Рейтинг обучающихся доводится организацией до сведения родителей (законных представителей) через официальный сайт и свои информационные стенды.

    10. Зачисление обучающихся осуществляется на основании протокола комиссии по результатам индивидуального отбора (рейтинга обучающихся) и оформляется приказом руководителя организации  в течение 30 календарных дней после подписания протокола комиссии, но не позднее 5 сентября текущего года.

    11. Информация об итогах индивидуального отбора и зачислении доводится до обучающихся, родителей (законных представителей) и размещается на сайте организации в сети Интернет не позднее 3 дней после зачисления. 

    Навигатор по профилям

    Что такое естественно-научный профиль?

    Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования предполагает профильное обучение в старших классах. Одним из профилей является естественно-научное направление, ориентированное на такие сферы деятельности, как медицина и биотехнологии. Естественно-научные специальности продолжат быть востребованными — познание окружающего мира не прекратится никогда. Уверенное знание химии и биологии открывает многие двери — от ветеринарного дела до ландшафтной архитектуры. 

    Какие предметы входят в естественно-научный профиль

    Профильные естественно-научные классы, как правило, подразумевают углублённое изучение: 

    • химии, 
    • биологии, 

    Естественно-научный профиль в школе позволяет пробовать силы на химико-биологических и медицинских специальностях. 

    Школьник сможет участвовать во Всероссийской олимпиаде школьников, Менделеевском конкурсе, различных биологических и химических турнирах — призёрство или победа на олимпиадах дают бонусы для поступления.

    Кем можно работать 

    В первую очередь, естественно-научный профиль открывает двери в профессию медика. Здесь много направлений и возможностей.

    С 1 сентября 2023 года заключено соглашение о сотрудничестве с Бюджетным учреждением высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия», в целях реализации национального проекта «Образование» (портфель проектов «Успех каждого ребенка»), на базе естественно-научного профиля открыт медицинский класс. Составлен план деятельности, определены сроки, формы и конечный результат сотрудничества. Совместные занятия проводятся в очной и дистанционной форме: теоретические консультации и практические занятия. В рамках соглашения реализуются мероприятия, направленные на профориентацию обучающихся, так, проходят циклы тематических занятий (лекции, практикумы, дискуссии) по следующим модулям «Химия и жизнь», «Основы биоэтики и деонтологии», «Основы здорового образа жизни – репродуктивное здоровье молодежи», «Введение в медицинские науки». Сотрудничество показывает высокий интерес обучающихся к образовательным мероприятиям, направленным на знакомство с медициной, с особенностями обучения в медицинском ВУЗе.

    В 2025 году пролонгировано соглашение о сотрудничестве с  Бюджетным учреждением высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия».

    Куратор профиля: Меньщикова Ольга Владимировна, заместитель директора

    Учителя, ведущие профильные предметы:

    Химия:

    Меньщикова Ольга Владимировна, учитель химии и биологии, педагог-наставник, высшая категория 

    Максютова Динара Фануровна, учитель химии и биологии, высшая категория 

    Биология:

    Степанчук Наталья Александровна, учитель химии и биологии, высшая категория 

    Плеханова Анна Васильевна, учитель химии и биологии, высшая категория 

    Технологический профиль предполагает изучение математики и информатики на углублённом уровне. Также в нашей школе школьники изучают языки программирования, знакомятся с основами разработки, готовятся к олимпиадам по информатике и программированию, а также к обучению в вузах по IT-направлениям.

    Кем можно работать

    С багажом знаний по технологическому профилю школьник в будущем сможет стать: 

    • программистом (множество направлений внутри),
    • инженером-математиком,
    • экспертом по математическому моделированию,
    • системным администратором,
    • системным архитектором, 
    • бизнес-аналитиком, 
    • руководителем IT-проектов. 

    Список не является исчерпывающим — технологический профиль открывает многие двери. Навыки программирования и аналитическое мышление пригодятся даже при переходе в гуманитарную сферу. Технологический профиль развивает такие качества, как гибкость, креативность и адаптивность к непрерывно меняющемуся миру.

    В 2025 году пролонгировано соглашение о сотрудничестве с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Тюменский индустриальный университет». В рамках данного соглашения организовано взаимодействие в области создания и функционирования специализированных индустриальных классов. На данный момент школа выпустила 29 выпускников индустриального класса. Проведены мероприятия, направленные на профессиональное самоопределение выпускников, отбор наиболее способных и мотивированных на успешную профессиональную самореализацию обучающихся, сопровождение обучения в школе и формирование ключевых компетенций, необходимых для дальнейшего поступления в тюменский индустриальный университет.

     Обучение дает возможность старшеклассникам:

    • освоить в полном объеме обязательные общеобразовательные предметы;
    • углубленно изучить отдельные предметы программ среднего общего образования согласно выбранному профилю (физика, математика);
    • осуществить подготовку к сдаче ЕГЭ по базовым и профильным дисциплинам.

    Ежегодно выпускники индустриального класса принимают участие в конкурсе «Индустриальная траектория», получают дипломы победителей по математике и физике. Каждый диплом дает по 5 баллов дополнительно к сумме баллов ЕГЭ в качестве индивидуального достижения при поступлении в Тюменский индустриальный университет.

       Привлечение образовательных ресурсов университета и преподавателей ВУЗа к обучению школьников позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию и создавать базу для дальнейшего успешного обучения в ВУЗе, а также обеспечивает преемственность между школьным общим и профессиональным университетским образованием.

       Высококвалифицированные специалисты, современные методики преподавания, преподавателей нашей школы и Вуза помогут систематизировать и углубить знания, и в итоге достичь высоких результатов по предметам.

    Построенная система подготовки и профессиональная ориентация позволяет выпускникам сориентироваться в выборе профессии, более основательно подготовиться к ЕГЭ. А полученные знания, навыки самостоятельной творческой работы, общение с преподавателями университета позволяют быстрее адаптироваться к занятиям в ВУЗе и обеспечивают высокий уровень подготовки специалиста.

    Куратор профиля: Меньщикова Ольга Владимировна, заместитель директора

    Учителя, ведущие профильные предметы:

    Математика:

    Товстоног Елена Анатольевна, учитель математики, высшая категория 

    Воробьева Ольга Александровна, учитель математики, высшая категория 

    Информатика:

    Терехов Антон Владимирович, учитель информатики, высшая категория 

    - Тутынина Ирина Анатольевна, учитель информатики 

    Физика:

    - Артемова Галина Сергеевна, учитель физики 

    Гуманитарный профиль образования — это углублённое изучение дисциплин, связанных с человеком и его жизнедеятельностью в обществе. 

    Какие предметы входят в гуманитарный профиль

    Школьная программа гуманитарного профиля делает упор на следующие предметы:

    • история;
    • обществознание

    Профессии гуманитарного профиля

    Юриспруденция

    Юрист — одна из самых востребованных гуманитарных профессий с широкими перспективами карьерного роста. Чтобы добиться успеха в юриспруденции, необходимы внимательность, развитые навыки коммуникации и умение работать с большими массивами информации.

    Управление (менеджмент)

    Проектный менеджерисполнительный директоррекрутер — профессии, подразумевающие управление людьми, всегда престижны и высоко оплачиваются. Для этой специализации необходимо умение находить подход к разным людям, проявлять мягкость и твёрдость в зависимости от обстоятельств и не бояться ответственности. 

    Продвижение и реклама

    С развитием интернета PR-менеджербренд-менеджер и маркетолог стали одними из самых популярных и востребованных гуманитарных профессий. Чтобы хорошо выстроить концепцию бренда и правильно преподнести товар покупателям, требуется не только умение чувствовать потребности клиентов, но и хорошая коммуникабельность, фантазия, а порой и чувство юмора.

    Дизайн

    Визуальный образ продукта в современной культуре является одним из важнейших факторов популярности. Поэтому люди, способные создавать оригинальные образы и находить изящные и функциональные решения, в наше время востребованы как никогда. Большие перспективы перед творческими людьми открывает направление веб-дизайна. Профессии, связанные с ландшафтным, промышленным и интерьерным дизайном также остаются популярны.

    Фото и видео

    Человек, у которого есть талант и оборудование, никогда не останется без работы. Популярность визуального контента в интернете сделала фотографа и видеооператора одними из самых востребованных профессий. А ещё это отличная возможность совмещать работу и увлечение. Хорошего специалиста в области фото- и видеосъёмки отличает умение нестандартно мыслить, создавать яркие художественные образы и ответственное отношение к работе. 

    Куратор профиля: Меньщикова Ольга Владимировна, заместитель директора

    Учителя, ведущие профильные предметы:

    История, обществознание:

    - Колобова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания, высшая категория

    - Климчук Ольга Михайловна, учитель истории и обществознания, высшая категория

    Универсальный профиль ориентирован на обучающихся, кто ещё не определился с выбором профиля. С одной стороны, он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения по большинству предметов, с другой – ученик может изучать ряд учебных предметов и на углубленном уровне с точки зрения удовлетворения индивидуальных образовательных интересов или с целью подготовки к поступлению в вуз.

        Универсальный профиль помогает за время 10-11 класса определиться школьнику с его ориентирами в жизни - с его дальнейшей специализацией.

          В 2025-2026 учебном году в СОШ №3 г.Белоярский сформированы классы (группы) универсального профиля на уровне среднего общего образования:

    Класс

    Направление 

    (класс/группа)

    Предметы,

    изучаемые на углубленном   уровне

    10Б

    Универсальный

    (группа)

    биология (3 часа в неделю)

    обществознание (4 часа в неделю)

    Куратор профиля: Меньщикова Ольга Владимировна, заместитель директора

    Учителя, ведущие профильные предметы:

    История, обществознание:

    - Плеханова Анна Васильевна, учитель химии и биологии, высшая категория

    - Климчук Ольга Михайловна, учитель истории и обществознания, высшая категория

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике